«Когда готовый фикс стал доступен в магазинах, всё сильно изменилось»: Макс Кравцов про велокомьюнити, увлечение спортом и идеи новых гонок

8/1/24
В регалиях Макса легко запутаться: открыл велокофейню «Вираж» и бильярдную «Kiks», основал объединение фиксеров «SECT», провёл много уличных велогонок, которые запомнились креативным подходом, — но сам он вообще называет себя звукорежиссёром. Мы успели обсудить часть жизни, связанную с велосипедом: фиксеров «старой школы», спортивный бэкграунд Макса и его планы на новые уличные гонки и заезды.
Расскажи, чем занимаешься по жизни?
Слушай, когда в «Вираже» кто-нибудь спрашивает, отвечаю, что моя основная профессия — звукорежиссёр. А на съёмках говорю, что у меня вообще-то бизнес есть небольшой. Получается, везде по-разному себя позиционирую.
За последний год стал больше заниматься бизнесом, чем звукорежиссурой, поэтому, наверное, я бизнесмен. Хотя мне некомфортно себя так называть. Я бизнесом, скорее, балуюсь.
Ты сейчас сильно погружён в операционку? Хватает времени на всё?
Когда открываешь заведение сам, с небольшим бюджетом и почти без опыта, нужно сильно включаться. Первый год после открытия я буквально не вылезаю из заведения, домой прихожу тупо поспать. Возникают даже в личной сфере проблемы из-за этого.
Я стараюсь выделять фиксированное рабочее время. Прошу, чтобы после этого времени ко мне даже не приближались по рабочим вопросам, иначе это будет бесконечно.
Пытаюсь заниматься тайм-менеджментом. Если это не делать, всё в жизни кроме работы можно просрать.
Но новому «Виражу» ещё года нет, поэтому часто не укладываюсь в рамки, которые сам поставил. Недавно перестраивали студию, и я по 16 часов здесь находился, курировал процесс.
Есть такое, что когда человек занимается своим делом, он работает всегда?
Да, голова всегда работает. Бывает, ночью не могу заснуть, ворочаюсь, думаю, что нового сделать, могу что-то записывать. Часто думаю о работе, потому что вложил сюда много сил. Но меня спасает, что я своё заведение делаю — и мне потом что-то вернётся, наверное, за мои труды.
Ты про эмоциональное удовлетворение или деньги?
Я, скорее, с финансовой точки зрения смотрю. Если говорить про эмоции, то, например, в предыдущем «Вираже» на Обводном мы «в ноль» работали — то так, то сяк, несерьёзно. При этом я получал эмоциональную отдачу, все говорили, что «Вираж» — это круто. Но когда нет денег, мотивация сгорает.
На что сейчас делаешь ставку в бизнесе?
Сейчас мой главный источник дохода и развития — бильярд. Я увлёкся им ещё в школе, потом продолжил во взрослом возрасте. Моя вовлечённость в спорт и азарт однажды открыли мне путь к тому, что я сделал бильярдную.
Считаю бильярд полноценным спортом. В нём нужно думать, иметь скилл и тренированность. Иногда мне даже пригождаются навыки из велоспорта: тактика, знание слабых сторон соперника, крючки, на которые можно его подловить.
И это интересно не только мне — на примере «Kiks» вижу, как бильярдная сфера прокачивается, люди хотят играть. Недавно мы увеличили количество столов и нашли тренера, который теперь с нами работает. Хочется, чтобы люди в целом улучшали скиллы — когда они лучше играют, им становится интереснее, они начинают чаще ходить к нам.
Все мои проекты выросли из личных увлечений. Я применял свои знания из спорта на бизнес, когда открывал велокофейню и бильярдную. Это помогло увидеть запросы аудитории на старте и сформировать чёткую бизнес-модель.
А велоспортом успеваешь заниматься?
Ну вот здесь-то наш разговор и спотыкается, потому что за последний год спортик у меня вообще отошёл на третий план. Думаю, это неплохой поворот интервью, когда мы и про плохое рассказываем, да?
Если говорить про бильярд, там всё хорошо. А вот велоспорта в жизни почти нет. Я в этом году упахивался как чёрт, работал. И друзей велосипедистов немного растерял. Когда «Вираж» был на Обводном, было больше велодвижухи. Я сам раньше много заездов и гонок делал, мы оттуда стартовали. Сейчас этого нет. Есть пара товарищей только.
А ещё мотоциклы появились: если нужно куда-то поехать, я прыгаю на мотик, а не на велик. Велик — это хорошо и прикольно, но нужна какая-то цель. Раньше я тренировался много, потому что в гонках участвовал. Теперь мне интереснее организовывать гонки, чем в них участвовать.
Недавно Никита Маска открыл у нас студию «Physical.Place» с велосипедными станками, и я хотя бы здесь стал регулярно заниматься. Это круто в зимний период, тем более, что рядом кофе, еда и бильярд с пивом.
Никите сдаёшь помещение?
Да, в субаренду, как и помещение для веломастерской сдаю другому приятелю. Я сдаю площадки ребятам, потому что их студии помогают и мне в кофейню привлекать новую аудиторию велосипедистов. Но вообще в «Вираже» и «Kiks» велоаудитории не так уж много, основной заработок приносит не она.
Ты рассчитывал на аудиторию велосипедистов, когда открывал второй «Вираж»?
Да, эта аудитория дала хороший старт. Изначально сюда приходили знакомые, которые знают меня по велодвижухе. На открытие первого «Kiks» приехало 70 велосипедистов, и это помогло нашему развитию. Но у нас нет регулярного потока велосипедистов, и наши проекты не только на них ориентированы.
Ты же вообще стоял у истоков фиксерской движухи. Можешь рассказать, как вообще стал кататься и как стал частью комьюнити?
Примерно в 2010 году у меня был простой горник, я на нём в универ ездил. Начал поглядывать на какие-то прикольные велосипеды, гуглил шоссейные, наткнулся на фиксы.
Тогда были популярны ресурсы типа Look At Me и FurFur — и там писали про всяких западных хипстеров. Увидел один видос, а там панки шарашат на фиксе — меня как током ударило. Подумал, нифига себе, круто челы ездят. Начал сильнее погружаться в тему.
Проблема была в том, что в то время в Петрозаводске фикс было не найти. И мы сами собирали велосипеды, лазили по форумам, искали запчасти. Я обменял свой горник на старый советский шоссейник и сам «зафиксировал» его: приварил звезду к колесу наглухо. Когда ехал первый раз, чуть не убился, но мне понравилось. Мне настолько зашла эта движуха, что я был готов попробовать «вслепую»: полтора месяца собирал велосипед, не зная, что за результат получу.
Фикс — велосипед с фиксированной передачей без ручного тормоза. Заднее колесо не движется по инерции, поэтому педали нужно крутить непрерывно (прим. ред.).
Езда на фиксе принципиально отличается от езды на любом другом велосипеде. Просто другая механика, другие ощущения, по-другому думаешь.
Я начал в Петрозаводске кататься. Фиксерское комьюнити было очень маленькое, все друг друга знали, был форум «Fixed gear Moscow», где все общались. Была небольшая группа энтузиастов, которая друг с другом меняется идеями, изучает что-то по теме. Когда переехал в Питер, мне было за что зацепиться, я тут сразу с кем-то из тусовки подружился.
Фиксерское комьюнити 2010-х отличается от современного?
Тогда средний возраст был 25-30 лет. Люди узнавали о фиксах из западных модных ресурсов, поэтому была фильтрация аудитории. На фиксерскую гонку в Москву мог приехать топ-менеджер какого-нибудь банка, дизайнер или программист крутой.
Собирались люди определённого склада ума. Если тебя заинтересовал гоночный велосипед без тормозов, ты потратил деньги и время, нашёл запчасти и собрал велик — значит, ты сюда точно не случайно попал.
В 2010 было нормально ехать по Невскому, встретить незнакомого фиксера, остановиться, перейти дорогу и познакомиться — потому что нас было мало. Но как только готовый фикс стал доступен в магазинах, всё сильно изменилось.
А что было, когда переехал в Питер?
Начал в гонках участвовать, ездить в другие города, выигрывать, и что-то попёрло. Решил, что надо больше тренироваться. Купил шоссейный велосипед для тренировок. Потом сам начал делать гонки. Появился «SECT».
«SECT» — объединение фиксеров, которое выпускает мерч, делает уличные гонки и велозаезды. (прим. ред.).
Расскажи про ивенты, которые вы делали?
«Сквозь» — самая громкая гонка. Мы перестали её делать, потому что появилось много участников, это превратилось во что-то заметное. Когда 250 человек шарашит на красный по Невскому, это привлекает внимание. Организовывать такое мероприятие уже труднее.
«Среда обитания» — еженедельные прогулочные звезды по городу, которые мы сделали, чтобы на них люди знакомились друг с другом, с комьюнити, с культурой.
«Save your balls» — прикольная гонка. На старте каждый участник прикреплял к седлу воздушный шарик, он снизу болтался. И каждому выдавали по иголке. И участник мог взять и проколоть кому-то шарик, и тогда чуваку нужно заехать за новым шариком, и только потом ехать до финиша.
«Double trouble» — гонка, где вдвоём нужно было ехать на одном велосипеде.
Какие ещё идеи хотел бы реализовать?
Хочу сделать серию гонок «Суета в…» — где (вместо многоточия — прим. ред.) будем подставлять разные города. Смысл в том, что ребята из разных городов приезжают на уикенд в небольшой провинциальный город — все на равных, никто местности не знает. Мы строим маршрут по местным достопримечательностям, проводим гонку. Кто-нибудь с собой берёт тех, кто не катает. Вечером все идут на афтепати в местный кабак с модным привозным диджеем, а утром на бранч.
У меня есть какие-то зарисовочки, разовые гонки, которые мне интересно реализовать. Я к гонкам отношусь как к творчеству. Да и вообще ко всему отношусь как к творчеству. Когда одно и то же делаешь, надоедает.
Тебе какие виды гонок больше нравятся? Уличные, гревел или шоссе?
Мне не так важно, что за велосипед, мне нравятся групповые гонки. Когда имеет значение не твоя физическая форма, а ум, опыт и навык. Возможно, это от фикса пошло — там всегда надо угадывать, какой сигнал светофора сейчас будет.
Опыт групповых гонок на треке мне сильно помог. Не только в шоссейных гонках, но и на мотоцикле или на машине. Когда ты близко едешь с кем-то, чувствуешь боковую дистанцию, знаешь, как защищать позицию, чтобы тебя неудобно было обогнать.
Прикольно, значит, тебе велик в жизни помогает решать какие-то задачи?
Наверняка это корни пускает куда-то дальше, может даже в образ мышления.
Знаем, что ты ещё любишь гравийные гонки. В чем их кайф?
Кайф в том, что это такой ивент несколько раз в год, когда люди выезжают за город, организатор придумывает какую-то развлекуху, типа музыкальной. Можно на природе побыть, искупаться, туда-сюда. Можно друзей с собой взять, которые не катаются. На главную российскую гонку «Reverse», кажется, половина людей без велосипедов приезжала, чтобы просто круто провести время.
Конечно, сама гонка тоже интересная. Это молодая дисциплина, там не так много так называемых «спортиков». В езде по гравийке больше взаимодействия с поверхностью, нужен опыт езды по песку, камням. Нужно просчитывать, с какой скоростью сможешь на разном покрытии заходить в поворот, чтобы тебя не снесло. Постоянно меняется пейзаж, рельеф — и в этом весь кайф.
Как настраивался на гонки раньше? Были какие-нибудь ритуалы?
В ночь перед гонкой ложусь спать и представляю, что завтра будет — как я встану на старт, как буду ехать. И когда я всё прокрутил в голове, я как будто это уже отпереживал. И на реальный старт становлюсь с ощущением, что я уже это прожил — и как будто становится пофиг, как проеду. Так я борюсь с волнением.
Если не уметь работать с волнением, оно будет мешать. В любой нестандартной ситуации можно замешкаться, а потом подумать, что уже ничего не получилось, и забить. А если изначально относиться легко и с холодным умом, можно спокойнее принимать решения, и результат будет лучше. Понятно, что волнение никуда не девается, но с опытом начинаешь использовать его себе во благо, оставлять от него только лучшее.
Как меняется велосипедный мир по сравнению с тем, что было раньше?
Сейчас велосипеды демаргинализировались. Ради шоссейной гонки перекрывают город. Раньше я такого не мог даже представить.
Раньше на тебя косовато смотрели, если ты на велике. Могли спросить «А чё ты на велике, почему не на машине или метро?».
Мне кажется, появление доставок и всей этой истории с курьерами тоже сильно повлияло на отношение людей, климат на дороге. С велосипедистами стали чуть больше считаться, водители учатся с ними взаимодействовать. А раньше часто чувака на велике могли подрезать, нахамить, отправить на тротуар.
А если говорить о том, что сейчас популярно — не знаю, всё в разные стороны расходится. Последние года три-четыре стала популярна модная и красивая шоссейная история, когда вы в дорогих одеждах катаетесь по тёплым краям и в гонках не участвуете. Ну и ладно, пусть будет так, это же физкультура. Спорт калечит, физкультура лечит.
Блиц
Какой фильм посмотришь перед стартом?
«Tour de Pharmacy». Или «Место под соснами», где Гослинг на мотике гоняет.
Под какой трек круче всего тренироваться?
Под треки «The Budos Band».
Какой завтрак сделаешь перед гонкой или тяжёлой тренировкой?
Овсянку со всякими наполнителями, ягодами… Без разницы, что туда накидать. Ну и кофейку можно выпить.
Ещё можно почитать