Одна из сложнейших гонок в мире: три истории про Silk Road Mountain Race в Кыргызстане

12/7/25
🕑 7 мин
Silk Road Mountain Race (или «Шёлковый путь») — это гонка, на которую приезжают топовые райдеры со всего света. Маршрут проходит через горы, перевалы и долины Кыргызстана.

Что делает её особенной:

  • Высота. Ты почти всё время на 3000+, кислорода меньше и силы заканчиваются быстрее.
  • Плоских участков почти нет.
  • Экстремальный перепад температуры. Где-то может подняться до +35, где-то — дойти до минуса.
  • Формат гонки — self-supported. Сам ищешь еду и воду, сам решаешь, где спать. За внешней помощью обращаться нельзя, если она не общедоступная (например, веломастерская). Ехать можно одному или с напарником.
  • Аутентичность. Кроме красивой природы многие иностранцы говорят, что Кыргызстан для них — экзотика. Много где не работает карта, почти нет связи, аптеки и магазины — редкость. Для русскоязычных всё это обычно воспринимается проще.
Мы поговорили с тремя ребятами, которые проходили гонку в 2024. Узнали, что было самым сложным, и главное — получилось ли доехать до финиша.
Маркетолог, велосипедист-любитель. Проезжал Silk Road Mountain Race два раза. Первый раз с напарником, второй — один. После прохождения вдохновился на создание собственной гонки на Байкале — Baikal Bikepacking Race.
Ты впервые преодолел эту гонку в 2023. Для тебя это был первый опыт подобных гонок?
Ничего подобного раньше не ездил, сразу полез в самую жесть. Я люблю многодневки, туризм, дикую природу и велосипед. И тут всё совпало. 

У меня не было желания преодолеть себя или что-то в этом роде. Мне просто интересны природа и велосипед. Всё.
Как готовился?
Подготовка занимает минимум восемь месяцев. Перед Новым годом подаёшь заявку, тебе пишут, что ты в списке — и всё, начинается. Зима, весна, лето — всё уходит на тренировки. Работал на станке, ходил в зал, делал ОФП. 

Делал чекапы — сдавал анализы, ходил к врачу. 

Ну и занимался велосипедом. Подбором оборудования и вещей, которые с собой берёшь, можно заниматься бесконечно. У меня в списке около 170 айтемов, которые желательно иметь на такой гонке. И всё должно быть максимально лёгкое, компактное. 
А психологически?
Никак. В этом, наверное, и главная сложность. Ты всё время живёшь в каких-то ожиданиях — придумываешь, как будешь действовать в одной ситуации, что сделаешь в другой, какое снаряжение достанешь, если вдруг что-то пойдёт не так. А потом наступает реальность — и всё работает иначе.
Почему?
Потому что ты уставший, не выспавшийся, на взводе. В обычной жизни ты бы какую-то ситуацию спокойно отрулил. А тут на фоне недосыпа и постоянной нагрузки всё ощущается обострённо. Психика не отдыхает вообще.
Было сложно морально?
Я турист с опытом, мне многое уже знакомо. Не было моментов, когда я не понимал, что делать. Физически — да, было тяжело. А вот моему напарнику, как мне показалось, было сложнее именно морально. Он иногда спрашивал: «Зачем мы это делаем? Почему мы лезем в гору? Почему едем 18 часов подряд и не спим?». 

Думаю, нет рецепта, как готовиться морально. Нельзя заранее придумать, как ты поведёшь себя в экстремальной ситуации. Нужно просто накатывать опыт, тренировать спокойствие. 
Были мысли сойти с дистанции?
Прямо чтобы «всё, сходим» — таких мыслей не было. Но дважды было ощущение, что можем не успеть к финишу. 

Первый раз — из-за жары и встречного ветра. Сидели под деревом почти полдня. Просто невозможно было ехать, плавились. Потеряли много времени.

Второй раз — решили проехать «маленький» трёхкилометровый участок. Уже стемнело, мы расслабились: думали, сейчас быстро пройдем и всё. А это оказался вертикальный склон. Мы шли 500 метров час. В какой-то момент реально подумали: если так будет до утра — всё, не успеваем.
В какой-то момент часы выдали сообщение: «Остановись. Тебе больше нельзя двигаться. Нужно отдохнуть». Я до этого даже не знал, что такая опция у них есть.
Ты вернулся на эту гонку на следующий год. Зачем снова пошёл?
Сам не знаю. Я об этом много думал во второй половине гонки. Потому что там уже реально выносило. И если в первый раз мы ехали на морально-волевых и чётко знали, что финиш нужен, то здесь у меня не было ответа, зачем я это снова делаю.Когда цель не сформулирована, тяжело ехать. Спрашиваешь себя: «Зачем я опять здесь?» И не находишь ответа.
Один раз просто хотел передохнуть на 15 минут. А потом просыпаюсь через несколько часов, лежу просто на земле рядом с велосипедом. Даже не помню, как отрубился.
Что помогло доехать?
Начал записывать голосовые, типа дневника. Еду, в микрофон рассказываю, как прошёл день. Это заняло голову. Потом начал придумывать идею собственной гонки — это тоже помогло отвлечься.
На второй гонке я останавливался у местных пастухов. От этих встреч очень заряжался, от общения. Там вот эта постсоветская атмосфера — всё такое знакомое.
Как долго отходить после такой гонки?
Две недели тебе максимально плохо, слабость. Очень много и часто ешь и не насыщаешься. А полностью в себя приходишь примерно через месяц.
Расскажи о своей гонке
У меня есть организаторский опыт, и я решил сделать мини-Silk Road у нас в России. Я родился в Сибири, поэтому точно хотел сделать её именно на Байкале. 

Такую же по сложности сделать не получится, но пусть хотя бы люди пробуют, что такое гонка на самообеспечении. И если понравится — можно ехать на Silk Road.
Почему решила ехать гонку?
Я работала в веломагазине, и ко мне обратились друзья — попросили помочь подобрать байкпакинг-снарягу для гонки. Мне это было интересно, но казалось, что между мной и такими участниками огромная пропасть. По опыту, выносливости и подготовке.Я видела, как мои друзья готовятся, мы с ними даже подкаст сделали об этом, и постепенно втягивалась. Потом друзья сказали: «Ты тренируешься больше, чем мы, чего ты вообще сомневаешься?» И я поняла, что хочу.
И сразу поехала?
Нет, сначала я поехала в Кыргызстан сама. Взяла гравийник, проехала 600 км по маршруту в туринговом режиме. Хотела понять, как моё тело себя чувствует в этих горах. И поняла, что я могу! И, главное, хочу. На следующий год поехала как участница.
Какое место велосипед занимает в твоей жизни?
Огромное. Я научилась кататься в 21 год, до этого не умела. И мне так понравилось, что я сейчас только на нём и передвигаюсь. Тренируюсь где-то до 12-14 часов в неделю.
Что случилось с колесом?
Сначала отвалилась одна спица, я подумала, может, камень попал. Но после следующего спуска отлетели ещё две. И уже стало страшно — появилось ощущение, что колесо просто разваливается.

Все три спицы сломались одинаково — по резьбе, внутри ниппеля. Потом уже механики сказали, что это признак того, что колесо, скорее всего, было изначально собрано с ошибками.

Дальше ехать было просто небезопасно.
Когда кто-то слышит, что ты ехала на стоковых колёсах, сразу начинаются разговоры: «Ну понятно…». Мой друг Ваня поехал на колёсах, собранных специально под Silk Road. Там хорошие обода, спицы. И у него тоже колесо рассыпалось. Половина спиц к концу гонки уже болталась, несколько были сломаны. 
Что было, когда ты сошла? За тобой приехали?
Нет, никто специально не приезжает. Тут надо понимать: гонка полностью на самообеспечении. Это значит — никакой помощи вообще. Даже эмоциональной.

В правилах прописано: нельзя, чтобы тебя кто-то знакомый сопровождал, даже просто поболтать, подбодрить или привезти еды на машине.
А что делать, если сходишь?
Тогда ты записываешь видео для организаторов: где находишься, что случилось, почему не можешь ехать дальше. И дальше всё делаешь сам. Ищешь машину, такси, попутку — как получится.
А если критическая ситуация?
На трекере есть кнопка SOS. Если не можешь двигаться, нажимаешь её — и за тобой приедут. Но надо понимать, что это крайний случай. Всё, что касается эвакуации, транспорта, лечения — всё ложится на тебя.
Было ли тебе тяжело морально?
В целом я чувствовала себя хорошо. Психологически мне даже нравилось. Было ощущение, что я на своём месте. Ехала где-то в глуши, среди гор, никого вокруг, дикая природа — и у меня не было страха или тревоги. Было чувство… не знаю, облегчения, что ли.
Бывали моменты, когда я спрашивала себя: «Зачем я это делаю?». Какого-то чёткого ответа не могла найти. Было просто хорошо.
Какой момент был самый сложный?
Когда мы ехали 12 часов под дождём. Я очень не люблю холод и сырость. Было прям тяжело: некуда укрыться, ни одного населённого пункта, всё сыро, к тому же над горами гремело, гроза была рядом. 

Больше всего переживала из-за вещей: что всё промокнет, что утром придётся надевать холодную мокрую одежду. Это один из самых неприятных моментов.
Какие выводы сделала?
Что нужно лучше готовиться. Мне казалось, что я готова: тренировалась, планировала уложиться в 10–11 дней. Но когда начались первые перевалы, я поняла, что физически ещё совсем не там, и тренироваться нужно больше.
Какой бы ты ни был подготовленный, всё может пойти не по плану. Нужно и собираться основательно, и уметь принимать, что что-то обязательно пойдёт не так.
Почему тебе так понравилась гонка?
Это классная возможность почистить голову. Пока ты в гонке, все мысли только о простом: где взять воду, что поесть, как распределили силы. Все будничные бытовые заботы и проблемы уже не из твоего мира. Ты как будто меняешь одну реальность на другую, и в этой реальности ты — путешественница.
У Вани есть неплохой опыт в прохождении разных гонок — и гревел, и шоссейных. Silk Road он преодолел за 10 дней и стал двадцать третьим в общем зачёте. Почти сразу после старта случилась поломка — полетели спицы на колесе.
Какая у тебя была цель на гонку?
Ну, у меня был ориентир — проехать за 10 дней. Это чуть выше базового уровня. И в итоге так и вышло — несмотря на все проблемы с колесом. Конечно, уже потом думаешь: «Можно было бы спать меньше, меньше стоять на остановках…». Но это с опытом приходит.
Половина ребят на гонке — это спонсированные райдеры, которые тренируются фуллтайм. Сравнивать себя с ними не очень объективно, особенно когда у тебя другая жизнь, работа, ресурсы.
Как готовился?
С марта стал увеличивать объёмы. Начал отдельно отрабатывать питание на ходу, технику, экипировку. Много времени ушло на сбор спальной системы, выбор оборудования. 

Немного ОФП, качалки, бега. Решил чуть подтянуть ноги, чтобы легче было на пеших участках.

Делал несколько тренировочных ивентов до Silk Road, где я откатывал сетап, проверял, как чувствую себя после двух дней по 15 часов в седле.
А акклиматизация?
Приехал в Кыргызстан за две недели до старта, специально для этого. В первый день гонки мы уже были на 4000 метров, и я видел, как многим не хватало акклиматизации. А мне было нормально, и это дало сильное преимущество.
Что из питания брал?
Я стартовал с довольно большим запасом: взял батончики, ел их примерно каждый час. Взял пару сублиматов. Но горелку с собой не брал, поэтому ел только то, что не требует готовки. Всё — холодное или магазинное.

В магазинах брал сыр, колбасу, сэндвичи, шоколадки, мармелад. Почти каждый день получалось хотя бы раз поесть что-то горячее в кафешках.

Мне хватало всего. Я в итоге привёз на финиш какие-то протеиновые батончики, которые у меня с самого старта валялись.
У тебя сломались спицы в самом начале. Насколько тебя это выбило?
Ну, я понял, что это, в каком-то смысле, ещё и удача. Потому что это произошло рядом с Бишкеком — а это, по сути, единственное место в начале, где тебе могут починить колесо. Я просто вернулся, потратил около пяти часов на сервис, и снова в путь.
Меня это даже включило. Сначала было раздражение, но потом подумал: ну всё, я в хвосте, теперь можно просто ехать в своём ритме и догонять. Как будто всё стало проще.
Вторая спица лопнула на четвёртый день — починил сам. Потом закончились запасные. Третья спица — перед Нарыном, и уже нечем было менять. Это было стрёмно. Но в Нарыне нашёл какой-то случайный сервис — там были толстые дешёвые спицы, но подходили по длине.
В правилах гонки в основном всё держится на честности. Организаторы не могут следить за каждым. Никто не узнает, поделился ты шоколадкой или нет. Но это не спорт с призовыми, люди не рвутся в топ ради денег. Тут всё на доверии — и если ты сам знаешь, что схитрил, тебе с этим жить.
Чем тебе нравится формат ультра-гонок?
Во-первых — это возможность ехать по таким местам, где ты в обычной жизни никогда бы не оказался. Ты едешь в темпе, который позволяет прочувствовать обстановку, а не лететь. Это немного похоже на путешествие с физической нагрузкой. 

В ультра-гонках ты постоянно встречаешь новых людей. Это другие связи, не как на шоссейной гонке, где весь фокус только в пульсе и темпе.
Мне нравится, что ты ставишь перед собой что-то, что раньше казалось вообще недостижимым. Даже сейчас ты не уверен, сможешь ли. А потом финишируешь и понимаешь, что оказался способным на большее, чем думал о себе. Это мощное чувство.
Какие мысли крутил во время гонки?
В начале, как обычно — про темп, план, кто где находится, с кем можно ехать. А потом начал уставать, мысли плавали. Даже не вспомню, о чём думал большую часть времени.
Иногда на гонках прям накрывает. Особенно если едешь с какой-нибудь горы. Вдруг вспоминаешь семью — и всё, слёзы сами катятся от какого-то переполнения. Это не часто, но бывает — у меня на каждом таком заезде случается. Такое специально невозможно вызвать, это спонтанно случается.
Ещё можно почитать