Андрей Стрижаков: как после травмы переосмыслить отношение к спорту — чтобы потом вернуться и улучшить результаты

23/4/24
Андрей с детства тренировался профессионально и всегда был сфокусирован на идеальном результате. В какой-то момент получил травму, а следом за ней словил выгорание — не понимал, куда двигаться дальше.

Через несколько лет связки подлечил, мышление «поправил» — и вернулся в бег с новой философией. Сейчас он бегает как любитель, тренировки проходят в кайф, а результаты только растут.

Мы встретились с Андреем в Турции в феврале 2024, когда он готовился к сезону. А потом договорили в апреле — когда он пробежал половинку в Алмате и занял первое место.
Где зиму провёл? Как тренировался?
В начале декабря приехал в Турцию и там провёл остаток зимы. Мы с Васей Пермитиным сделали кемп в Турции, чтобы дать возможность нашим ученикам концентрированно подготовиться к сезону — почувствовать себя профиками, которых ничего не отвлекает от тренировок.
А когда в России на зиму остаёшься, как тренируешься?
Раньше всегда зиму проводил дома и тренировался либо в манеже, либо на улице. Для меня привычно бегать по снегу, я себя комфортно ощущаю.

А вот когда проводишь в Турции два месяца и возвращаешься в Москву, и там грязно, сыро и холодно — морально тяжелее себя заставить выйти на тренировку. 

Но иногда прикольно возвращаться в холодный климат и вспоминать, что мороз может щипать лицо и пальцы на ногах могут отмерзать.
А для зимней поверхности обычно другие кроссовки выбираешь?
Неа, я тот самый человек, который в любую погоду бежит в одних кроссовках. У меня одна пара, которую я купил в конце прошлого года. Не знаю, можно ли её назвать трейловой, но у нее агрессивный протектор — и я в ней бегаю и по лесу осенью и весной, когда поверхность неустойчивая и скользкая.

В Москве тротуары чистят довольно хорошо, и можно бежать по асфальту. А когда на улице гололёд, бегаю в манеже или на беговой дорожке.
Мне не доставляет особого дискомфорта побегать больше 20 километров на дорожке. Моя психика адаптировалась к монотонной работе. Могу в это время слушать музыку, смотреть подкасты — и время незаметно пролетает.
Можешь по опыту сказать, отличается ли нагрузка, когда бежишь на улице и на беговой дорожке?
На этот счёт есть много разных мнений, но я существенной разницы не чувствую.

Понятно, что на беговой дорожке под тобой движется полотно, и усилий ты прилагаешь меньше. На беговой дорожке мой лактат обычно ниже, чем во время пробежки на улице с той же скоростью.

У меня есть знакомые врачи спортивной медицины, которые говорят, что дорожка разгружает опорно-двигательный аппарат, потому что она сама амортизирует.

Если говорить про усилия, то они плюс-минус одинаковые. Но чтобы их ещё сильнее уравнять, можно на дорожке поставить наклон на 1 градус.
Ты тренируешься у Васи Пермитина. Как он тебе как тренер?
Очень нравится. Когда я выбирал себе тренера после длинного перерыва в беговой карьере, я хотел найти человека без старых шаблонов, который не будет работать по совковой системе.

Мне важно, чтобы тренер не был тираном, который хочет, чтобы его слушали и не задавали вопросов. Мне хотелось диалога, чтобы мы разбирались в том, что делаем. 

За Васей я давно наблюдал и понял, что он транслирует то, что я хотел бы видеть в тренере. Я с ним связался, и мы начали сотрудничать с конца 2022 года.
А есть ли подходы к тренировкам, которые у вас с Васей отличаются? Или у вас плюс-минус одна философия?
По мере нашего с Васей общения, я от него получаю информацию, по-другому смотрю на какие-то вещи. Естественно, это отражается на том, как я работаю со своими учениками.

Но есть моменты, которые отличаются. Надо брать в расчёт, что Вася тренирует достаточно подготовленного человека. У меня есть спортивный бэкграунд, и я могу выполнять большой объём работы и тренироваться два раза в день. 

А большинство любителей тренируется три раза в неделю. И в этом случае не всегда есть смысл применять только ту методику, по которой мы работаем с Васей. 

Нужно быть более гибким: где-то быть чуть пожёстче, где-то помягче. Нужно уметь правильно интерпретировать информацию, которую имеешь, и адаптировать её под запрос конкретного человека. 

Один хочет просто пробежать дистанцию без привязки ко времени. У другого гонка за секундами. И ко всем нужно найти подход.
Если бы ты сейчас выбирал тренера, а Вася не смог тебя взять, к кому бы пошёл?
До того, как с Васей пообщался, я долго думал работать с Андреем Фарносовым. Он довольно классно тренирует учеников, у него много знаний в этой сфере. Но что-то не складывалось у нас.
А что должно произойти, чтобы ты ушёл к другому тренеру?
Даже не знаю.
Ну, допустим, ты в этом сезоне, покажешь не такой результат, который планировал.
Не, когда я уходил из профессионального спорта, я снял с себя намерение, что обязательно нужно кому-то что-то доказать. Мне не хочется демонстрировать, что результат во главе всего. Не хочу быть «быстрее, выше, сильнее». Сейчас от тренировок и выступлений получаю максимум удовольствия.
В профессиональном спорте я всегда чувствовал давление. Знал, что от меня ждут результат. Были обязательства перед тренером, это угнетало.
Сейчас всё гораздо проще, расслабленней. Если результат будет не тот, на который я рассчитывал, меня это никак не огорчит. 

Я просто делаю свою работу и получаю удовольствие. И мне кажется, это принесёт плоды. Прошлый год показал, что если делаешь то, что тебе нравится, с удовольствием, если себя не угнетаешь, результат сам приходит.
Ты в том сезоне сильно стрельнул, почти везде в топах был. Сказался подход «бега в удовольствие»?
Да. Я на всех этих забегах бежал и думал «блин, нифига, а так можно?». Меня удивляло, что я после существенного перерыва бегу наравне с ребятами, с которыми до травмы мы выступали на одних соревнованиях. 

Мне казалось, что между нами должна быть существенная разница в форме и в результатах. А прошлый сезон показал, что в некоторых моментах я был быстрее.
Это ты про Диму Неделина, например?
Про него, Андрея Леймана и других ребят, которые сейчас продолжают на профессиональном или полупрофессиональном уровне выступать.
Есть ребята, с которыми тебе прям нравится соревноваться?
У меня нет ни с кем личной вражды, нет мыслей «а вот ему точно нельзя проиграть». Мне просто интересно, когда есть с кем побороться на дистанции, когда есть за кем подтянуться или кого-то я могу подтянуть.
Сейчас мне интересно проверить, на что я способен в текущей форме. Неважно, убежало вперёд 10 человек или я бегу первый. Я пытаюсь реализовать по максимуму форму, которую сейчас имею.
Для многих бегунов ориентиром на средние и длинные дистанции является Володя Никитин, который особняком держится далеко впереди всех. И, конечно, хочется за ним тянуться, хочется где-то близко с ним оказаться. 

Но, опять же, нужно понимать, что Володя — профессионал, он всё время и все свои действия направляет на достижение результата. Я далёк от режима, в котором он тренируется и живёт. 

У меня есть параллельно какая-то работа, поездки. Тот же кемп, где приходится в течение дня переключаться со своей тренировки на тренировку с ребятами. Ложусь спать не всегда вовремя, по разным обстоятельствам.

И понятно, что это не приближает меня к результатам Володи. Чтобы с ним бороться, нужно жить жизнью профессионала.
Результаты Володи Никитина — недосягаемые для обычного человека?
Не могу сказать, что недосягаемы. К ним можно прийти в течение определённого времени, если стабильно и беспрерывно выполнять работу и делать её правильно.

Но мало у кого это получается. Мне кажется, здесь есть проблема тренерских подходов. Возможно, люди придают слишком большую значимость каким-то вещам.

Если бы они относились к этому проще, позволяли себе не напрягаться, не держать в уме постоянную гонку за кем-то, за временем — может быть, результат был бы другой.
Ты раньше тренировался как профик. Расскажи об этом опыте?
У меня было две тренировки в день. Между ними отдых, какие-то восстановительные процедуры, всё крутилось вокруг результата. Хотел попасть в призы на чемпионате России, оказаться в сборной. До 2015 года были фантазии по поводу чемпионатов Европы, мира, Олимпиады. Потом это всё пропало.

Я понял, что замкнут во внутренней системе, и дальше чемпионата России не прыгнуть. И я начал концентрироваться на том, что нужно обязательно быть в российском топе.

Всё, что ниже топ-3 — не котируется. И другого маркера твоей успешности как спортсмена как будто нет.

Зато сейчас я вышел из этой гонки, а получаться стало лучше, чем раньше. Несмотря на то, что сейчас я ещё и работаю дополнительно и не посвящаю всего себя тренировкам. 
Менял какие-то подходы к этому сезону по сравнению с прошлым?
Принципиально — нет. Появилось больше оборудования — купил лактометр, и теперь больше ориентируюсь на цифры. 

Стал больше внимания уделять восстановлению, чаще ходить на массаж или использовать PowerDot, перкуссионные массажёры.
Вы топите за норвежскую модель в тренировках. А какой у неё принцип по питанию?
Нет особой методики питания. Есть базовое правило: не ограничивать себя в углеводах. Но это при условии, что правильно выстроена интенсивность тренировок и их направленность.

Не должно быть дефицита углеводов, потому что это основной источник энергии, который используется во время нагрузки. Мы едим много мармелада и после тренировки грамм по 100 можем залепить.
А без разницы — быстрые углеводы или медленные?
После тренировки нужно восполнить затраты энергии, можно делать это быстрыми углеводами. А в обычные приёмы пищи важно есть медленные углеводы.

Вася любит кисель. Потому что там есть и быстрые, и медленные углеводы. Выпил после тренировки — закрыл «первоочередную» потребность в углеводах, потом ещё что-то «про запас» у тебя осталось, отложилось в гликоген на следующей тренировке.
Не нужно бояться быстрых углеводов, просто не должно быть как дефицита, так и сильного профицита. Но это можно только на собственных ощущениях понять.
Если хочешь одновременно и добиться результата, и похудеть — это не очень сочетаемые вещи. Потому что организм будет постоянно работать в долг, ему будет не хватать энергии. Он будет брать её из каких-то других источников, организм будет истощаться, и это может приводить к проблемам со здоровьем, к травмам.
А травма, которая у тебя была, появилась от недостаточного восстановления?
Да, я плохо и мало спал, питание было скудное. Сам рацион был ненасыщенный. Углеводов мало, а тренировки объёмные. 

Организм терял мышечную массу, на фоне этого происходили травмы. Был в таком стрессе, что даже во сне расслабиться не мог. Сон был неглубокий, я постоянно просыпался, либо долго не мог уснуть, и вот это имело накопительный эффект.

Это привело к травме, которая потом почти пять лет меня беспокоила.

Два года у меня был отёк в суставе, то есть в нём постоянно была жидкость. Из-за этого была атрофия мышц, и стопа неправильно работала, нагрузка неправильно распределялась.
А сейчас у тебя психологически остаётся страх, осторожность во время бега?
Бывает. Временами кажется, что возвращаются боли, но на следующий день проходят. Скорее всего, есть какой-то остаточный эффект, ограничение подвижности в суставе, когда мышцы начинают уставать.

Врач-реабилитолог Юра Сдобников, с которым я работал, говорил, что нужно за этим следить. Чтобы не было ограничения подвижности в суставе, иначе нагрузка может неправильно распределяться.
Какие упражнения делаешь для профилактики?
На мобилизацию суставов. В какой-то момент у меня голеностоп не сгибался, нога была как костыль. И задача была в том, чтобы заставить сустав сгибаться — чтобы он не блокировался, и чтобы мышцы нормально могли функционировать.

Я выполняю упражнение, которое позволяет сустав немного расшатывать, чтобы он во время нагрузки не блокировался.
Ты еще к психологу ходил по поводу травм. Расскажи, как решил начать?
В какой-то момент просто понял, что не вывожу. Всё навалилось, накопилось. В первый раз я пошёл после травмы, когда завязал с профессиональным спортом — потому что почувствовал, что не адаптирован к обычной жизни. 

Частая проблема профессиональных спортсменов — когда выпадают из спорта, они не знают, что делать дальше. 

Знаю много примеров, когда успешные бывшие спортсмены начинают бухать, заканчивая карьеру. Просто потому, что не знают, что делать. Они испытывают стресс и не знают, как с ним справляться.

Возможно, если бы практика похода к психологу была более развита, эти люди могли по-другому взглянуть на мир.
Было сложно решиться на психолога. Особенно 5 лет назад, когда это вообще не было популярно, а для кого-то даже считалось чем-то стыдным. Тогда многие считали, что мужик должен сам разбираться в своих проблемах.
Но я понимал, что нифига не сработает подход «просто попить пивка с друзьями». Надо реально понять, что со мной происходит. 

Я начал ходить в психологу, разобрался в каких-то поверхностных вопросах. Потом стали копать глубже. И это упорядочило многие мысли. Я стал более ясно смотреть на какие-то вещи.

Психолог помог понять, что я не хочу быть тем бегуном, которым я был до этого. Таким шизоидом, который занимается до трясучки.
Ты сейчас себя любителем позиционируешь. Как ты видишь отличие между профессионалом и любителем? Потому что у тебя в любом случае довольно тяжёлые тренировки.
Не могу сказать, что считаю себя прям любителем-любителем. Я, скорее, не могу себя причислить к профессионалам, потому что статьи расходов, которые профикам закрывают спортивные организации, я закрываю сам. То есть мне нужно на это заработать.

Профики видят свою профессию как основную в жизни, я же пытаюсь смотреть более широко и найти другие интересы.
Какие ещё направления в жизни рассматриваешь?
Пока нет чёткой идеи, но хотел у себя в Воронеже провести забег. Сейчас популярно трейловое направление, а кросс, как дисциплина, не сильно развит.
Многие спортсмены набирают популярность после перформансов, бифов с кем-то. Не планируешь в эту сторону двигаться?
Я не какой-то эпатажный чувак, который стремится кого-то развлекать. Я по темпераменту далёк от Искандера Ядгарова, который в костюме Джокера может пробежать. Не вижу себя шоуменом.

Мне нравится, когда кто-то другой устраивает открытое противостояние — и делает это на позитивной ноте, без хейта и агрессии. 

Было бы прикольно что-то необычное устроить, но я не буду стремиться что-то придумывать в этом направлении.
У тебя сейчас была череда стартов. Насколько нормально для тренировочного процесса стартовать каждую неделю?
Соревнования — тоже часть тренировочного процесса, так что при хорошей подготовке это нормально. При этом пробежать два полумарафона подряд с хорошим результатом будет сложно, а две десятки вполне реально, нужно смотреть на контекст. 
Ты недавно (в апреле 2024) пробежал половинку в Алмате. Расскажи впечатления от этой дистанции? Ты готовился именно к ней?
Моя текущая подготовка позволяет выходить как на 10 км, так и на 21.1 км. Сейчас начало сезона, и мы ещё не начинали тренироваться специфично под одну из дистанций.

Сам забег прошел комфортно, только свело икроножную за 3 км до финиша, и пришлось бежать осторожнее.
Что тебе интереснее и комфортнее бежать: десятку или половинку?
Пока сложно сравнить эти дистанции, десятку я распробовал, с половинкой только знакомлюсь. Но есть ощущение, что она мне подходит больше. Посмотрим, что буду думать в конце сезона.
А как оцениваешь себя как марафонца? Смог бы вписаться в марафон сейчас и конкурировать с лидерами?
К марафону не готов ни морально, ни физически. Пока для меня это сложная дисциплина, требующая больших ресурсов на подготовку. А это не сочетается с моим восприятием тренировочного процесса. Но попробовать марафон, конечно, хочется. 

Не знаю, смог бы конкурировать с ребятами. В теории могу даже пробежать по рекорду России — но это только теория, которая зачастую не совпадает с практикой.
Как думаешь, почему рекорд России по марафону не двигается?
Результат рождается в борьбе с более сильными соперниками. Сейчас у марафонцев нет регулярной соревновательной практики с хорошей конкуренцией. Возможно, лига марафонов Брикс что-то изменит.

Подготовка к марафону — сложный и трудоёмкий процесс не только для спортсмена, но и тренера. Не каждый способен с этим справиться, не поддавшись эмоциям.

Плюс у нас довольно возрастной состав элиты, в нём нет молодых ребят, это тоже не способствует обновлению рекорда. 
Какие ближайшие планы?
В ближайшее время буду на сборе в Кыргызстане, набирать форму к сезону. В планах на сезон — две десятки на «Белых ночах» и «Ночном забеге» в Москве. И хочется найти ещё одну половинку, где можно сбегать на результат.
Блиц
Какой фильм посмотришь перед стартом?
Жизнь прекрасна, Роберто Бениньи.
Под какой трек круче всего тренироваться?
Limp Bizkit, «Rolling».
чем позавтракаешь перед гонкой или тяжёлой тренировкой?
Бутерброд с нутеллой и бананом и киткат.
Какое послание отправишь себе в прошлое? Дай совет самому себе как спортсмену
Не бояться изменений, не бояться от чего-то отказываться из-за страха что-то потерять.

Отказываясь от чего-то, что нас тяготит, мы потом приобретаем гораздо больше.
Ещё можно почитать