Reverse side of the road — что это было? Ностальгируем по легендарной гравийной велогонке

9/3/24
Многие велосипедисты, у которых мы брали интервью, с теплотой говорили об одной и той же гонке — Reverse side of the road. Это гонка в лесу, которая, скорее, напоминала музыкальный фестиваль: с палатками, диджеями, лайвами от музыкантов, корнерами с едой и какой-то опьяняющей беззаботной атмосферой. 

Последняя гонка прошла в 2021 году — ребята сказали, что приостанавливают Reverse side of the road. Захотелось узнать подробности о событии, послушать секреты и понять, ждать ли новых ивентов от организаторов.
2017
Первая гонка, на которую приехало 70 участников. Тогда она ещё называлась «Гревел кинг», а не «Reverse side of the road».
2018
Вторая гонка — всё такая же «панковская», но палаток уже сильно больше.
2019
К третьей гонке ребята сделали сайт, более серьёзно подошли к организации. И поменяли нейминг на Reverse side of the road. 

Пришлось закрывать регистрацию раньше, чем планировали. В итоге на гонку приехало 300 велосипедистов.
2020
Четвёртая — самая стрессовая для организаторов. Масштаб ещё более впечатляющий — о гонке знает широкая аудитория, а не узкое комьюнити.
2021
Пятая, самая грандиозная гонка. На ней Александр — основатель и организатор — объявил, что хочет приостановить Reverse, чтобы пару лет отдохнуть и вернуться со свежими идеями. 

Про этот ивент сделали фильм «Обратная сторона дороги».
Многие считают ГОНКУ главным велосипедным событием России. Часто получаешь такие комментарии?
Событие будоражит даже тех, кто на нём не был. На аккаунты Reverse side of the road периодически подписываются новые люди, кто-то добавляется в чатик в Телеграме, ссылку на который мы публично нигде не размещали. Люди до сих пор каким-то образом нас находят. Возможно, чего-то ждут. 

С точки зрения организатора понимаю, что мероприятие получилось успешным. Потому что многие надеются, что оно повторится.
Сейчас наверняка у людей есть потребность в чём-то таком?
Определенно есть, потому что подобные мероприятия существуют. Во Владимире проходит гравийная гонка «Покрова», её делает Лера — она была на Reverse side of the road. Не знаю, может, Reverse в какой-то степени повлиял на то, что она запустила свою гонку. 

В целом здорово, что подобные мероприятия появляются. Но что-то масштабное и «фестивальное» создать довольно трудно. Если бы в своё время я не познакомился с Галей (со-организатор Reverse side of the road и основательница кемпа Hedonism Cycling — прим. ред.) и другими ребятами, которые помогали, вряд ли бы последний Reverse получился бы таким, каким мы его знаем.
Как вообще решил делать гонки?
Я даже помню день, когда придумал всё это. Утром перед работой завтракал с ноутбуком и увидел видео, как какие-то ребята на циклокроссе перепрыгивают через разные препятствия, лужи — я подумал, что в этом так много фана, и мне такого не хватает. В голове сразу щёлкнуло, что надо сделать выезд. 

У меня вообще не было опыта в организации, но я был частью велокомьюнити — мы с другом развивали паблик «Цуклинг» во ВКонтакте, я знал разных ребят-фиксеров. Сразу стал писать знакомым, предлагать им вписаться.

Нашли трассу, привлекли самых активных участников комьюнити, кто-то помог с организацией, кто-то помог репостом — и на первую гонку собралось 70 человек.
Как прошёл первый ивент?
Он был самый классный и тёплый, просто потрясающий. Играли в «Крокодила», жгли костры… К нам случайно присоединился табор с цыганами, которые рядом день рождения отмечали.

У моего друга был небольшой ресторан, он нам сделал заготовки бургеров. Мы приехали на поляну, поставили машину — возле неё стояли и раздавали всем бургеры и пиво. Музыку тогда включали из девятки Севы. 
Приехал костяк из так называемых лидеров мнений (хоть мы тогда такого слова не знали) велокомьюнити. Они стали делиться ивентом в соцсетях, возник интерес у более широкой аудитории. Мы поняли, что Reverse надо продолжать.
Какая по счёту гонка стала самой массовой?
Вторая гонка ещё продолжалась на каких-то «панк-мотивах». Организацией занимались вдвоём: Дима Шевченко искал трассу, а я занимался организацией. На втором ивенте пока было лампово.
К третьей гонке произошёл прям бум. Мы сделали сайт с регистрацией, и я увидел колоссальный ажиотаж, которого не ожидал. В первый день у меня руки тряслись.
Смотрел на количество зарегистрированных участников и боялся, что мы не справимся, не создадим условия, где все проведут время комфортно. И мы приняли решение завершить регистрацию.

К тому моменту было около 300 гонщиков. Но я понимал, что каждый из них ещё возьмёт с собой друзей, и по факту людей будет больше. В итоге всё получилось круто.
Приезжали иностранцы — знакомился с финнами, которые всю Карелию объездили. Были люди из Голландии. Они как-то случайно из соцсетей узнавали о ГОНКЕ.
Reverse для тебя стал бизнесом?
Нет, это никогда не было бизнесом. Не рассчитывал на определенную сумму денег или маржинальность. Если говорить о коммерческом успехе, то дохода было совсем немного. Мы вкладывали гораздо больше сил, чем получали финансово. Только финальный пятый ивент принёс нормальный доход.
С ростом участников мероприятие стало тяжелее организовывать?
Четвёртый оказался самым тяжёлым за всю историю. Надо понимать, что Reverse side of the road начался c маленькой идеи и развивался достаточно быстро. А я рос медленнее, чем эта гонка. И когда приехало огромное количество людей, в том числе мои родители, я испытал сильный стресс.

Плохо умел делегировать, много на себя брал, считал, что с какими-то задачами могу справиться только я. После четвёртого ивента я сомневался, стоит ли делать пятый — долго отходил от всего, восстанавливался.
Из-за стресса я стал агрессивным. Один парень ночью перед стартом меня разбудил, и я сказал ему, что сейчас сожгу его в костре. С командой тоже мог вести себя непозволительно, и сейчас жалею об этом.
От выгорания опускались руки. Когда думал про пятый ивент, становилось не по себе. Откладывал его до последнего.

За две недели до пятого ивента произошла трагедия — нашего друга Эдика сбила машина насмерть. Мы с ребятами занимались организацией похорон, поиском адвокатов. Поэтому подготовка к Reverse трудно далась, это была очень тяжёлая работа.
Что-то делали для продвижения гонки?
Была «рекламная кампания», которая выросла из шутки. Первые два года мы назывались «Гревел кинг», потом до меня дошло, что тупо называться так же, как бренд покрышек. И мы сменили название. 

Мой друг Филя пошутил в соцсетях, что «Гревел кинга» не будет. Я подумал: блин, хорошая шутка! И мы этот прикол масштабировали, расклеили плакаты в местах, где собираются фиксеры. Я попросил друзей сделать со мной фейковые переписки, и они их выложили у себя в соцсетях. Это превратилось в мем. 

Все стали думать, что ивента не будет. И когда мы открыли продажи, заявки полетели и превысили все возможные пределы. 

Сильное влияние на привлечение интереса к гонке оказал дизайн. Мои друзья shoplift_x88 разработали айдентику и сделали мероприятие визуально привлекательным ещё до его начала.
Пару слов о последнем ивенте. Каким он был?
Это было неописуемое ощущение теплоты и семейности. Я такого дружеского вайба, такой любви по отношению к незнакомым людям не видел больше нигде.

На ивенте были локальные музыканты, которые играли на синтезаторах и живых интструментах, любимая группа ТРОЯР и RAWS, корнеры с едой, бильярд и барабанная установка на берегу озера. 

Поразила ответственность участников и их отношение. После гонки мы обычно ходим по лесу и собираем оставшийся мусор. Так в последний год его почти не было, все всё прибрали за собой.
Запомнилась одна история, которая случилась на четвёртом ивенте в 2020 году. Как обычно суетился и в какой-то момент увидел среди деревьев людей в куртках МЧС. Думаю: ну всё, приплыли, наверное, что-то случилось.

Оказалось, что пара подростков гуляли днём (рядом были дачи) и увидели нашу тусовку. Им так понравилась атмосфера, что они сходили за палатками, взяли велосипеды и приехали к нам, решив остаться ночевать. Естественно, их потеряли родители и начали искать с поисковым отрядом. Слава богу, всё хорошо закончилось: их нашли и отправили домой.

Этот случай врезался мне в память, потому что он говорит о том, как сильно Reverse притягивал своей волшебной, поглощающей атмосферой.
Почему решил приостановить Reverse?
В какой-то момент организациия начала занимать большую часть времени, я больше ни на чем не мог сконцентрироваться. Постоянно думал о гонке и морально устал.

Решил взять отдых на пару лет, переосмыслить концепцию, придумать что-то новое и интересное. Хотелось сделать мощный левел-ап.

Но сейчас я переехал в Армению. Иногда думал провести гонку здесь, но вспоминал, сколько всего нужно для этого сделать, и отгонял эти мысли. Больше этой гонки не будет, но будет что-то другое.
Это своего рода наркотик — видеть безграничное счастье людей, создавать воспоминания, которые, возможно, останутся с ними на всю жизнь.

Успех Reverse side of the road в том, что люди делали проект для людей. Это был островок свободы, где можно было быть собой. Мы всегда поддерживали участников в их инициативе. Хочешь привести бильярдный стол и поставить прямо в лесу? Пожалуйста. Хочешь свою странную и непонятную музыку сыграть? Давай. 

Было чувство, будто сотни твоих друзей приезжают на праздник жизни, и нет «взрослых», которые могут тебе что-то запретить.

Можно было приехать на гонку и стать частью большого велокомьюнити. Сейчас велотусовки есть, но они разрозненные — от какой-нибудь кофейни или бренда. Сегодня не хватает ивентов, где можно массово знакомиться с классными людьми с общими интересами.

Reverse side of the road — это главная российская гравийная гонка. Половина приезжала на неё без велосипедов, чисто чтобы потусоваться.

Я с удовольствием участвовал, потому что мне гравийные гонки больше нравятся, чем шоссейные. В езде по гравийке больше взаимодействия с поверхностью, ландшафт и пейзаж постоянно меняются. 

В этой дисциплине не так много челиков из спортшколы, как на шоссе. Больше шансов кого-то обогнать, интереснее соревноваться.

«Reverse side of the road — это мероприятие, вокруг которого строились мои планы на год. Из-за этой гонки многие пересели на мультиспид велосипеды. Я две гонки участвовал на фиксе, потом купил мультиспид, потом взял карбоновый велик. Не потому что у гонки были требования, а потому что каждый раз было интересно проявиться, улучшить велосипед, чтобы ехать быстрее. 

Туда съезжались со всей России, можно было увидеть ребят из Казани, Новосиба. Приезжали с семьями, друзьями. 

Было видно, как растёт комьюнити. В первый год было 20 палаток, а в последний намнооого больше. Отчасти благодаря Reverse я решил попробовать себя на шоссейных гонках. Эта гонка растила нас вместе с собой. 

Не хватает до сих пор какой-то такой гонки. Несмотря на то, что мы сами организовываем подобные ивенты, такой массовости они уже не обретают, к сожалению». 

Спасибо за фотографии:
@nikolaynikitinphoto @nocycling @se1set @бекош @zhenya_dovgalyuk @gal3_ph @kolyanet @ksevushka @nevarik @pavelradchenko @satanwears @tananoff
Ещё можно почитать